ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ГОРИЗОНТ»

    В 1949 году, Постановлением Правительства, был создан завод радионавигационной аппаратуры. Сегодня это – Группа компаний «Горизонт». За 50 с лишним лет предприятием пройден огромный путь в разработке и производстве нескольких поколений радиолокационных станций, которые всегда были неотъемлемой частью оснащения морского и Военно-морского флота России.
Первое изделие было изготовлено заводом по разработке НИИ (Москва) уже в 1950 году. 7 ноября 1950 года завод отгрузил стране 4 РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс 1-М3», ранее производившихся на заводе № 703.
В 1951 году станция прошла на заводе усовершенствование, коснувшееся механизации управления и увеличения числа видимых и сопровождаемых целей. Так появилась станция «Гюйс 1-М4» с новой антенной и невероятно для тех лет удобный пульт, который механизировал управление антенной. Также были модернизированы многие приборы и блоки изделия.

    В 1950-51 годах КБ завода было разделено надвое: одна часть осталась КБ - занимаясь новыми разработками, а второй отдел - главного конструктора - вошедший в состав завода, занимался доработкой документаций других КБ и НИИ для производства.

    Первые корабельные РЛС, изготовленные на предприятии по конструкторской разработке Ленинградского НИИ №49, поступили на флот уже в 1952 году (НРЛС «Нептун»). Станция работала в 3см диапазоне и имела профиль двойного назначения. По инициативе заводских конструкторов разработано оригинальное приемо-передающее устройство, позволившее увеличить дальность действия и надежность станции.

    В том же 1952 году образована лаборатория антикоррозийных покрытий и в КБ организован опытно-экспериментальный цех, который возглавил Г.Г. Король.
В 1953 году по заданию того же НИИ № 49 завод производил «Пальму» - первую приставку совмещения радиолокационной картинки и карты. Работая в 1954 году над станцией «Нептун», конструктора столкнулись с проблемой необходимости защиты изделий от влаги, вибрации, а также изменения размеров так называемой «трубки» (аналог современного дисплея). Принято решение об организации Центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) на базе лабораторий: химической, механической, антикоррозийных покрытий. Модернизирован «Нептун». 1953 год. Начата конструкторская разработка мобильного радиолокационного маяка-ответчика «Знак», не имевшего аналогов. Разработчики – А. М. Головщиков, С.П. Бородулин, В.А. Спиридонов. Маяк-ответчик «Знак» стал первой самостоятельной разработкой, выполненной молодежным коллективом ОКБ во главе с Ильиным Александром Сергеевичем.
1955 год. ОКБ начало разработку товаров народного потребления. Первые серийные заводские изделия – сетевой громкоговоритель «Колос», бытовой автотрансформатор «АРН-250».
1956 год. Создано бюро рационализации и изобретательства «Бриз», старшим инженером по рационализации стал Геннадий Григорьевич Лукьянов.

    Полученная от НИИ № 49 разработка станции «Рея», доработанная конструкторами завода, стала новой вехой в истории отечественной корабельной радиолокации. «Рея» была чисто военной станцией и имела ряд серьезных конструктивных особенностей и новинок: определяла надводный цели, имела госопознавание «свой-чужой», приемо-передатчик размещался на палубе (при сокращении длины тракта – меньше помех), литой корпус делал прибор практически влагонепроницаемым. Моряки рассказывали конструкторам завода байки о том, как затонувший при испытаниях корабль, при поднятии со дна по истечении нескольких месяцев имел абсолютно исправно работающую РЛС. «Рея» первая полностью прошла жесткую систему проверок по климатике, ударо- и виброзащите. Пока «Рея» проходила усовершенствования, в 1957 году появилась разработка радиолокационной станции - «Дон» (главный конструктор М.Я. Букшпун, зам. главного конструктора В.В. Блинов), который стал самым массовым в истории Советского Союза радаром, используемым для нужд Военно-Морского и гражданского Флота. При этом волноводы в то время разрабатывались конструкторами завода под каждый корабль индивидуально.
Во времена разработки первого «Дона» - в 1955-57 годах начальник ОКБ Молодкин Геннадий Михайлович добился того, чтобы ОКБ завода получение одобрение от Министерства и начал получать задания на самостоятельные разработки.

    В 1957 году по технической разработке московского института были произведены уникальные ремонтные станции, которые позволяли выполнить любой ремонт любой станции ПИРС-К (для ремонта станций на кораблях) и ПИРС-Б (для ремонта станций на базах). При этом ПИРС-Б был по сути передвижным комплексом, включавшим в себя автомобиль с полностью оборудованным кузовом и электростанцией. В 1957-58 годах КБ завода действительно приобрело серьезный статус – стало главным по снабжению ВМФ СССР навигационными радиолокационными станциями контроля надводной обстановки и переоснащению кораблей.

    1958 год. Силами ЦЗЛ созданы два новых производственных участка – печатных плат и пропитки трансформаторов эпоксидным составом. Освоено точное литье по выплавляемым моделям. Начат серийный выпуск НРЛС «Дон». В том же 1958 году на заводе началась работа над станцией 4Ц-30 («Рангоут»). Эта станция была одной из сложнейших РЛС, когда-либо до тех пор производимых в стране - осуществляла управление ракетной стрельбой малых кораблей. Впервые речь пошла об унификации. Параллельно с «Рангоутом» велась работа над станцией «Баклан» (управление торпедной стрельбой). У этих двух изделий была идентичная основа – 1/3 приборов унифицирована:
- индикатор основной (для метриста),
- ПП (приемо-передатчик),
- Прибор питания, магнитные усилители.
    Отличались эти станции по назначению. «Баклан» (МР102) имел приборы управления торпедами, «Рангоут» (4Ц-30) имел большую дальность определения целей, более мощный передатчик и да весь комплекс. Впервые была использована стабилизированная антенна параболического типа. Для усовершенствовании работы станции применили гидравлическую стабилизацию, благодаря чему от антенны всегда можно было получить максимально точную информацию. Для антенн впервые использовали титан, с которым было много технических проблем. Этот металл имеет память и при старении возвращается в прежнюю форму. Разработчики «Баклана» и «Рангоута» впервые применили счетно-разрешающие устройства, специально разработанные для этих изделий.

1959 год. Закончена конструкторская разработка НРЛС «Донец». Впервые в заводской практике освоен процесс серебрения деталей из пластмасс. Внедрены процессы термообработки сплавов из цветных металлов, аргоно-дуговая электросварка титановых и других сплавов.
1960 год. Разработан, освоен и внедрен техпроцесс оксидирования серебряных покрытий. ОКБ приступает к выполнению опытно-конструкторской разработки радиолокационного маяка-ответчика «Огонек». Освоено изготовление гидравлической синхронно-следящей системы, механических счетно-решающих устройств и приборов.
    В 60 г.г. началось производство НРЛС «Донец», «Донец-2». Конструкторы завода занимались доработкой прибора предстартового контроля «Бином». В серию был запущена станция опознавания «Огонек». Начался выпуск ТНП – динамический громкоговоритель и газосчетчик для жилых помещений.

1962 год. Разработана конструкция НРЛС «Дон-3». Освоен процесс кадмирования нержавеющей стали.
1963год. В заливе Петра Великого успешно прошли государственные испытания первой автоматической НРЛС «Волга» (ведущий инженер Л.А. Блайвас).
1964 год. Научно-техническое общество им. академика А.Н. Крылова, созданное в 1962 году, насчитывает 800 членов, работающих в 20 секциях. Председатель НТО – Л.А. Блайвас, ученый секретарь В.П. Макаренко. Создано лекционное общество «Знание». Председатель – наладчик станков с ЧПУ Г.Е. Аренин. Секретарь – инженер БТИ А.М. Баранов.
С 1964 года началось производство унифицированных НРЛС 2-го поколения на пролупроводниках и платах печатного монтажа. 1965 год. На заводе освоен и внедрен процесс обработки фторопласта по склеивание. Силами ОКБ разработан первый радиолокационный тренажер, который имитировал навигационную обстановку с движущимися объектами (главный конструктор В.Ф. Хоцкий). В ОКБ четко определились два основных направления – разработка и модернизация НРЛС и обеспечение серийного производства изделий.

1966 год. Приказом Министерства ОКБ преобразовано в КБ. Его специализация – разработка судовых навигационных РЛС. Первым начальником КБ стал А.М. Денщиков. Заводская измерительная лаборатория (ИЛ) получила право ведомственной поверки измерительных приборов. Освоены и внедрены техпроцессы серебрения алюминия и его сплавов, химического никелирования, химического токопроводящего оксидирования алюминия.
Состоялась первая встреча специалистов завода и Народной республики Болгарии по вопросам освоения в НРБ навигационной радиолокационной станции «Кивач» по документации завода РНА. 1964-1967 – разработана и запущена в производство унифицированная серия НРЛС «Кивач» для малых судов.
1968 год. Президиум Всесоюзной торговой палаты наградил завод РНА почетным дипломом за участие НРЛС Кивач-1-2» в международной выставке «Инрыбпром-68».
Завод приступил к выпуску новых изделий массового спроса – электрогирлянд, запонок, фенов «Волшебница», игры «Танкодром».
1969-70 г.г. – Начло разработки НРЛС «Миус» (Кивач-3»). С серии «Кивач» все последующие разработки – постоянные участники отечественных выставок и международных ярмарок.
В 1972 год. Завод радионавигационной аппаратуры преобразован в производственное объединение «Горизонт», в которое вошли завод, конструкторское бюро, филиал завода в поселке Шолоховский. А.А. Передельский назначен генеральным директором объединения.
В 1972 году была разработана «Альфа» - «Ольха» (36 заказ), за который конструкторами были получены 1 золотая, 2 серебряные и 3 бронзовые медали ВДНХ. Прибор представлял собой радиолокационную приставку универсального типа для защиты корабля от столкновения. Прибор создавал в радиусе от 2 до 12 миль вокруг корабля круг контроля поля и при попадания в этот круг любого корабля – раздавался сигнал предупреждения, если цель сдвигалась к центру Т-образного маркера – сигнал менялся и предупреждал судоводителя о необходимости личного контроля обстановки и принятия решения, позволяющего избежать столкновения. Применение «Ольхи» давало некоторую разгрузку судоводителям, самостоятельно контролируя надводную обстановку.

    В том же году впервые появился «Омега»- «Грот» (71 заказ). Так появилась первая щелевая антенна разработки Сергея Петровича Бородулинадля судов на воздушной подушке и подводных крыльях закрытого типа (типа «Комета»). Антенна разработки Бородулина С.П. не только могла работать с разной частотой оборотов – 30 и 60 об/мин, но и имела поляризацию. Кроме того, это был первый прибор, который совмещал антенну с передатчиком. Бородулин С. П. получил на эту разработку патент. Завершена разработка навигационной станции «Миус», которой присвоен государственный знак качества. В период подготовки к выпуску этого изделия подучены авторские свидетельства на 10 изобретений.
1973 год. НРЛС «Миус» экспонируется на ВДНХ СССР, в Лейпциге (ГДР), Вене (Австрия), Ганновере (ФРГ). Началась разработка унифицированных НРЛС «Наяда» для средних судов.
1975 год. Вступила в строй механизированная линия окраски волновых трактов, созданная изготовленная заводскими изобретателями и рацимонализаторами – специалистами ОМА, ОГТ, ОГМ, ОГЭ, цеха механизации и ремонтного цеха. Коллектив завода награжден Почетной грамотой ЦС ВОИР за высокие показатели рационализаторской и изобретательской работы.
В 1974-76 годах совместно с киевлянами была разработана НРЛС «Бриз» (59 заказ), антенна которой впервые работала в 2 диапазонах – 3см. и 10 см, информация попеременно выводилась на 1 индикатор. Туда же встраивается киевский (НИИ «Квант») АРИПС – автоматизированный радиолокационный индикатор предупреждения столкновений. Сначала он брал под контроль 20 целей, а уже через год до 100 для крупногабаритных судов типа «Крым» (первый 180000 тонный танкер, на который данная станция была установлена). Именно с «Бриза» началось производство НРЛС 3 поколения на полупроводниках, интегральных микросхемах, платах печатного монтажа высокой степени унификации и с использованием двух диапазонов.

1977 год. На заводе состоялся пуск двух автоматизированных линий гальванопокрытий. Внедрены в производство бесцианистый электролит кадмирования нержавеющей стали и электролит оксидирования деталей из магниевого сплава Появившийся в 1978 году «Енисей» (44 заказ) был во многом идентичен «Бризу», но имел два индикатора обзора для одновременного вывода на экраны информации по 3см и 10 см диапазону охвата и некоторые другие расширения функций. Затем - «Енисей-10» с 10см рупором. С 1976 года началась эпоха «Вайгача». Первым был МР-212/201 (54 заказ), затем – в 1978 году – МР-212/201-1 (56 заказ), в 1983г. - «Вайгач V». До сих пор все новые и новые модификации этой станции, разработанной под руководством главного конструктора Хоцкого Вячеслава Федоровича, служат Военно-Морскому Флоту России.
1978 год стал знаменательным для завода. Появилась первая «Наяда», затем – серия - «Наяда-1, 2,3». С 1979г. началось производство «Наяды-5» для больших судов, которая была широко внедрена на суда морского и промыслового флота СССР.
В 1984 году была создана РЛС противоминного наблюдения «Лиса».
В 1985 году выполнен НИЭР по разработке и созданию РЛС миллиметрового диапазона.
В том же 1985 году коллектив «ГОРИЗОНТА» награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Более сорока типов радиолокационных станций, систем и комплексов, различных по назначению и сложности было разработано и освоено в производстве за эти годы. Всего было выпущено более 30 тыс. штук радиолокационных станций. Особая гордость коллективов ГК «Горизонт» – освоение в середине 80-х годов серийного выпуска РЛК обнаружения и сопровождения высокоскоростных низколетящих целей и выдачи целеуказания в арткомплексы МР-350 («Подкат») и системы управления противокорабельного комплекса «Дунай». Позже появился «Москит», которых было выпущено 100 штук.

    Понимание необходимости комплексного подхода к оснащению кораблей и судов дало импульс для организации работ по созданию интегрированных навигационных систем. Результат не заставил себя ждать. В 2000-2002 гг. были созданы ИНС «Горизонт-25» и «Горизон-11423». Сейчас они успешно эксплуатируются на кораблях морских сил ФПС России, а также в ВМС Алжира, Греции, Вьетнама.
    Базовой НРЛС для создания интегрированных навигационных систем стала МР-231 и её модификации, разработанные по заданию Военно-Морского Флота РФ. Использование научно-технических решений, заложенных при разработке МР-231, и постоянные работы по её усовершенствованию дали возможность провести модернизацию РЛС МР-212/201 (ряд «Вайгач»). Первые три образца были установлены на фрегаты пр. 1135.6, строительство которых ведет ОАО «Балтийский завод», и получили высокую оценку специалистов ВМС Индии. Постоянная работа по улучшению тактико-технических и эксплутационных характеристик этих изделий позволила обеспечить установку МР-212/201 на эсминцах пр.956ЭМ, строительство которых начато для ВМС Китая на ОАО «Северная верфь». Учитывая высокую надежность и возможность дальнейшего наращивания потенциала МР-212/201 (МР-231-2), принято решение об их установке на модернизируемые и вновь строящиеся корабли для Военно-морского флота России (корвет пр. 20380 ЦМКБ «Алмаз», многоцелевой корабль пр. 11540 Зеленодольское ПКБ и др.).
Новое поколение разрабатываемых и выпускаемых корабельных, судовых и береговых РЛС отвечает требованиям Морского Регистра судоходства, IMO и IEC военным стандартам России, получили одобрение типа Морской Администрации Министерства Транспорта РФ. Для решения поставленной задачи комплексного оснащения кораблей в 2003 году была принята программа разработки мостиковых интегрированных систем для катеров пр. «Мираж», проект «Соболь» с одновременной модернизацией системы управления техническими средствами «Орион». Такое комплексное оснащение стало результатом новых технических решений при оснащении кораблей и катеров, строящихся для ФПС России по проектам ЦМКБ «Алмаз». В настоящее время предприятием серийно выпускаются несколько модификаций интегрированных мостиковых систем для нужд ВМФ РФ и гражданского флота.

    С 2001 года ГК «Горизонт» заявила себя на рынке b2b как разработчик и производитель промышленных LCD мониторов, предназначенных для широкого спектра индикаторных устройств, пультов оператора. В том числе для системы управления и контроля корабельного, авиационного, железнодорожного и автомобильного базирования. Конкурентоспособная цена и европейский уровень качества уже позволили завоевать доверие потребителей. За прошедшие годы налажено серийное производство мониторов следующих типоразмеров – 10.4", 12", 15", 17", 19", 21", 23". Производственные возможности предприятия позволяют серийно выпускать мониторы и многофункциональные пульты, в том числе с сенсорным управлением. Они предназначены для использования как в гражданской сфере – авиация, флот, строительство, производство, так и для специального применения - в составе корабельного, мобильного, наземного оборудования, информационных и управляющих систем.
    По сей день разработка и серийное производство LCD мониторов для применения на военных и промышленных объектах 10", 12",15", 17", 19", 20.1", 21", 23", а также АРМ двойного и промышленного назначения является основой деятельности предприятия.
    Стоит отдельно сказать об ещё одном направлении деятельности ГК «Горизонт» – разработке и производстве радиолокационных станций берегового базирования. Более 30 лет они охраняют водные рубежи нашей страны и на сегодня являются основным средством технического наблюдения ПС ФСБ РФ. С 1999г. начался серийный выпуск станции нового поколения берегового базирования «Наяда-5МП». В настоящее время модифицированные береговые радиолокационные станции X-диапазона РЛС «Наяда-5МП» и БРЛС «Тарпон-XP» имеют Свидетельства Росморречфлота об одобрении типа.
Предприятие не стоит на месте.
    За последние годы предприятиями ГК «Горизонт» разработан целый комплекс средств охраны границы, включивший в себя целый ряд изделий: БРЛС «Буссоль-С», АПТН «Рубеж», МПК «Патриот-Окапи», Мобильный радиолокационно-тепловизионный комплекс контроля надводной обстановки, Стационарный комплекс технического наблюдения «Рассказ».

В 2008 году для Автоматизированной системы технического контроля (АСТК) обстановки на государственной границе предприятием разработаны и изготовлены два новых изделия - мобильный патрульный комплекс «Патриот-Ортикон» и стационарный комплекс видеонаблюдения средней дальности «Протон-С».
В основу автоматизированных систем технического контроля на Государственной границе России, которые создаются с помощью изделий, выпускаемых предприятиями ГК «Горизонт», заложены современные технические достижения предприятия в области сбора, обработки и отображения информации, поступающей от различных источников, размещаемых на неподвижных (стационарных) и подвижных (мобильных) носителях.
    Территориальная распределенность средств АСТК практически не имеет ограничений и определяется только масштабностью и техническими возможностями входящих в ее состав средств связи и передачи данных.
    Качество и эффективность применения АСТК во многом определяются качеством, полнотой и оперативностью получения информации в самом нижнем – тактическом звене системы: подсистеме источников информации.
    Подсистема источников информации включает в себя: радиолокационные станции различного вида базирования, оптико-электронные средства наблюдения (тепловизоры, видеокамеры дневного и ночного видения), прожекторные установки, лазерные приборы различного назначения (дальномеры и т.п.), станции радиотехнической разведки, автоматические идентификационные системы.
Последние научно-технические разработки «Горизонта» в этом направлении позволили создать единые комплексов технических средств – автономных необслуживаемых или обслуживаемых постов технического наблюдения, а также мобильных комплексов разведки для суши и моря, аппаратура которых комплексно решает задачи обнаружения, распознавания и идентификации наземных и надводных целей в сложных метеоусловиях, включая полное отсутствие оптической видимости.
Важной отличительной особенностью АСТК, разработанных предприятиями ГК «Горизонт», является их широкая межпроектная конструктивная, схемотехническая и программно-алгоритмическая унификация, позволяющая создавать уровни системы из взаимозаменяемых комплексов средств автоматизации (базовых технических решений), независимо от того, на каких участках границы (морских или сухопутных) они эксплуатируются.
    Стационарные необслуживаемые посты технического наблюдения, позволяющие круглосуточно осуществлять контроль за морской акваторией до дальностей около 20 морских миль и на суше до дальностей 15 километров, являются наиболее эффективным средством охраны морских и сухопутных рубежей России. Аппаратура постов не требует постоянного участия операторов в процессе наблюдения и оценки обстановки, она может автономно функционировать продолжительное время, при этом вся информация в реальном времени передается по высокоскоростным каналам связи на дальности в десятки километров. В частности вновь разработанный комплекс видеонаблюдения средней дальности «Протон-С» предназначен для скрытого круглосуточного ведения наблюдения, обнаружения и распознавания наземных и надводных объектов с удаленного рабочего места оператора посредством тепловизора и видеокамеры.
Все основные функции аппаратуры постов автоматизированы, что позволяет практически исключить ошибки, возникающие под действием субъективных факторов и обеспечить такой уровень оперативности представления обстановки, который позволяет принимать правильные и своевременные решения в течение нескольких секунд.
    Особое место в АСТК занимают мобильные комплексы охраны границы на суше и на море. Основные преимущества мобильных комплексов заключаются именно в их мобильности и автономности, т.е. возможности работать с любых, в том числе неподготовленных позиций, не требующих для эксплуатации финансовых, эксплуатационных и организационных затрат на строительство капитальных сооружений или их инженерного обеспечения. Если «Патриот-ОКАПИ» позволяет вести обнаружение и распознавание неподвижных и движущихся объектов на дальностях до 15 км при помощи оптико-электронного и радиолокационного модуля, то мобильный патрульный комплекс «Патриот-Ортикон» предназначен для круглосуточного ведения наблюдения, обнаружения и распознавания наземных и надводных объектов при помощи оптико-электронного модуля.

    Аппаратура комплекса обнаруживает объекты на расстоянии до 20 км, а распознает на расстоянии до 16,5 км. Максимальная дальность определения расстояния - 20 km. Погрешность определения расстояния - 2,5 m;

    Аппаратура комплексов, как правило, является многодиапазонной и включает в себя средства радиолокационного, тепловизионного и видеонаблюдения.
    Использование в качестве базового шасси для мобильных комплексов автомобилей высокой и повышенной проходимости позволяют занимать для работы такие позиции, которые обеспечивают наилучшие условия для выполнения основной задачи.

    В походном положении эти машины мало отличаются по внешнему виду от серийных автомобилей своего типа и практически не имеют демаскирующих признаков. В боевом положении мобильные комплексы – грозная сила для ведения различных видов разведки, которые могут быть быстро развернуты и через нескольких минут вся информация доставляется в реальном времени на пункты ее сбора и управления силами и средствами.

    Использование цифровых карт местности и приборов спутниковой навигации в совокупности со специальными высокоэффективными алгоритмами обработки радиолокационной и видео информации, а также аппаратно-программными комплексами для решения широкого круга информационно-расчетных задач позволяет эксплуатировать изделия без выхода экипажа (расчета) из автомобилей.
Проблема своевременного получения объективной информации о местоположении и поведении отдельных объектов, расположенных на поверхности суши или моря, является чрезвычайно актуальной при выполнении широкого круга прикладных задач, выполняемых как военными, так и гражданскими ведомствами. Эта проблема решается при ведении боевых действий, обеспечении безопасности территорий, спасении людей в чрезвычайных ситуациях, мониторинга состояния протяженных пространств, сооружений и др. Особенно остро задача стоит в ситуациях, когда наблюдаемые объекты в силу объективных причин (метеоусловия, время суток и др.) или же субъективных факторов, привносимых человеком (различные способы маскировки) не могут быть обнаружены достаточно просто, быстро, с заданной точностью и на достаточно больших дальностях. Автоматизированные системы технического контроля могут широко использоваться различными гражданскими, военными и специальными ведомствами для решения большого круга задач, связанных с мониторингом обстановки, знание которой необходимо для принятия правильных решений.
    В основу автономных постов технического контроля на государственной границе России, которые создаются с помощью изделий, выпускаемых АО «ГОРИЗОНТ», заложены современные технические достижения предприятия в области сбора, обработки и отображения информации, поступающей от различных источников, размещаемых на неподвижных (стационарных) и подвижных (мобильных) носителях.

    За последние годы компаниями ГК «Горизонт» разработан целый комплекс средств охраны границы, включивший в себя целый ряд изделий: БРЛС «Буссоль-С», АРТП «Рубеж-ПТН», МПК «Патриот-Окапи», Мобильный радиолокационно-тепловизионный комплекс контроля надводной обстановки «Гамбринус», Стационарный комплекс технического наблюдения «Рассказ», оптические комплексы «Протон-С» и «Протон-Б», беспилотный авиационный комплекс «Горизонт Эйр S-100». Территориальная распределенность средств технического контроля практически не имеет ограничений и определяется только масштабностью и техническими возможностями входящих в ее состав средств связи и передачи данных.

    В частности, АРТП «Рубеж-ПТН», мобильные комплексы технического мониторинга «Патриот-ОКАПИ» и Патриот-Ортикон» эффективно решали задачи по обеспечению безопасности «Олимпиады-2014», в то время как БАК «Горизонт Эйр S-100» выполнял комплекс различных задач в рамках обеспечения безопасности олимпийских объектов.
Важной отличительной особенностью средств технического контроля, разработанных АО «ГОРИЗОНТ», является их широкая межпроектная конструктивная, схемотехническая и программно-алгоритмическая унификация, позволяющая создавать уровни системы из взаимозаменяемых комплексов средств автоматизации (базовых технических решений), независимо от того, на каких участках границы (морских или сухопутных) они эксплуатируются.

    Стационарные необслуживаемые посты технического наблюдения и мобильные, позволяющие круглосуточно осуществлять контроль за морской акваторией до дальностей около 20 морских миль и на суше до дальностей 15 километров, уже являются наиболее эффективным средством охраны морских и сухопутных рубежей России. Разработанная АО «ГОРИЗОНТ» аппаратура постов, не требующая постоянного участия операторов в процессе наблюдения и оценки обстановки, стала основой для создания Системы управления движением судов.
Требования рынка и ФАВТ подтолкнули АО «ГОРИЗОНТ» провести модификацию РЛС обзора летного поля «Аксай-М», которая установлена в аэропорту «Платов» для прохождения ресертификации.
Новые разработки и качество производимой продукции позволяет предприятию осуществлять поставки изделий для решения задач в Арктике. В частности, БАК «Горизонт Эйр S-100» неоднократно выполнял задачи по ледовой разведке с бортов ледоколов Росморпорта. Изделия предприятий АО «ГОРИЗОНТ» помогают контролировать границы России в условиях крайнего севера, в жесточайших климатических условиях.

    В 2017 году ГК сделало качественный шаг в развитии - был разработан мобильный комплекс обнаружения малоразмерных БЛА «Патриот-Бекас», что значительно расширило возможности и перспективы развития средств технического контроля разработки и Акционерного общества «ГОРИЗОНТ», позволяя осуществлять технический мониторинг теперь уже не только поверхности воды и суши, но и воздуха. Сегодня «ГОРИЗОНТ» - это современное, мобильно реагирующее на запросы рынка предприятие. Мы сохранили и давние традиции плодотворного сотрудничества и глубокой кооперации с ведущими научными центрами и предприятиями России.


    ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ И ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ:
1949г. – Создание завода радионавигационной аппаратуры.
1950г. – 7 ноября первая отгрузка – 4 станции «Гюйс1-М3».
1951г. – модернизация и начало серийного выпуска РЛС «Гюйс1-М4»
1952г. – Освоение выпуска НРЛС «Нептун».
1953г. – Приставка совмещения радиолокационной картинки и карты «Пальма».
1954г. – Разработка и начало производства радиолокационного маяка-ответчика «Знак».
1954г. – Модернизация и начало серийного выпуска РЛС «Рея»
1956г. – Доработка КД, серийный выпуск изделия «Пирс-К»
1957г. – Разработка и начало серийного производства НРЛС «Дон», самой массовой станции для судов морского и рыболовецкого флотов.
1957г. – Доработка КД, серийный выпуск изделия «Пирс-Б»
1958г. – Доработка КД и серийное производство систем управления ракетной стрельбой малых кораблей «Рангоут» («4Ц-30», удостоенной Ленинской премии 2-й степени) и торпедной стрельбой «Баклан».
1959г. – Отработка КД, запуск в производство опытного образца РЛС МР-102
1959г. – Завершение разработки и начало серийного производства НРЛС «Донец».
1960г. – Создание радиолокационного маяка-ответчика.
1960г. – Доработка приборов предстартового контроля «Бином». Изготовление образца ППК-Б.
1961г. – Разработка КД объединенного изделия и изготовление образца РЛС 4Ц-30-125.
1962г. – Разработана конструкция НРЛС «Дон-3».
1963г. – Завершение Государственных испытаний и начало серийного производства НРЛС «Волга».
1968г. – Создание на базе ЗРНА и КБ РПО «Горизонт».
1968г. – Отработка КД, запуск в производство изделия МР-102/4Д (увеличение функций МР-102).
1968г. – Разработка и начало серийного производства НРЛС «Кивач».
1970г. – Разработка и начало серийного производства НРЛС «Миус».
1972г. – Разработка и начало серийного производства НРЛС «Омега» («Грот») для судов на подводных крыльях.
1973г. – Разработка и серийное производство НРЛС «Вайгач».
1974г. – Разработка и начало серийного производства НРЛС «Наяда», предназначенной для замены снятой с производства НРЛС «Дон».
1975г. – Разработка и начало производства устройства оценки опасности сближения «Альфа» («Ольха»).
1976г. – Разработка и серийное производство НРЛС 10 см диапазона «Бриз».
1978г. – Разработка и серийное производство НРЛС 10 см диапазона «Енисей».
1981г. – Разработка и серийное производство аналого-цифрового фильтра (прибор АЦФ).
1983г. – Разработка и серийное производство НРЛС «Вайгач У» – «Наяда М».
1984г. - Разработка РЛС противоминного наблюдения «Лиса».
1985г. – Научно-исследовательская работа по созданию РЛС миллиметрового диапазона.
1988г. – Разработка РЛС «Печора-05».
1989г. – Разработка РЛС «Печора-3».
1989-90г. – Разработка и серийное производство НРЛС «Лиман» и МР-350.
1993г. – Разработка и установка РЛС обзора летного поля «Аксай».
1994г. – Акционирование РПО «Горизонт».
1994г. – разработка и серийное производство НРЛС «Наяда-5М», «Лиман М», «Лиман Т».
1995г. – Создание НПО «Горизонт».
1998г. – Разработка и серийное производство береговой РЛС «Наяда – 5МП».
1999г. – Разработка и освоение серийного производства НРЛС серии «Наяда».
1999г. – Разработка и освоение серийного производства интегрированной навигационной системы «Горизонт-25».
1999г. – Разработка и освоение серийного производства ЭКНИС «МК-54ИС» новой модификации.
2000г. – Разработка и освоение серийного производства НРЛС «Лиман-18М1».
2000г. – Освоение серийного производства НРЛС «ГАЛС».
2000г. – Разработка и освоение серийного производства РЛС «МР-212/201-1М».
2001г. – Разработка и освоение серийного производства РЛС «МР-231» новой модификации.
2001г. – ЭКНИС «МК-21Т».
2001г. – Разработка и освоение серийного производства ИНС «Горизонт-1423».
2001г. – Разработка и серийное производство цветных жидкокристаллических видеомониторов 18" и 15".
2002г. – Наяда ТВП (НИЭР).
2003г. – Серийное производство цветных жидкокристаллических видеомониторов.
2003г. – Производство интегрированных мостиковых систем. 2004г. – Разработка переносная станции ближнего радиолокационного наблюдения «Буссоль-П».
2004г. – Производство многофункциональных пультов с сенсорным управлением.
2005г. – Обновление дизайна и ассортиментного ряда гражданских НРЛС.
2005г. – Налажено серийное производство промышленных LCD мониторов целой линейки типоразмеров настольного, настенного исполнения, а также плоско-панельных станций.
2004 – 2005г. – Разработка и начало серийного производства «Буссоль С».
2005г. – Налажено серийное производство промышленных LCD мониторов целой линейки типоразмеров настольного, настенного исполнения, а также плоско-панельных станций.
2006г. – ОКР «Наяда ТВП-М».
2006г. – РЛС для судов смешанного плавания «Наяда-25М1Р»
2006г. – Мобильный патрульный комплекс быстрого развертывания «Патриот ОКАПИ»
2007г. – Мобильный радиолокационный оптико-электронный комплекс контроля надводной обстановки "Гамбринус".
2007г. – Создан Автономный пост технического наблюдения за надводной обстановкой «Рубеж»
2007г. – Стационарный пост технического наблюдения за обстановкой на суше «Рассказ».
2007г. – Оптико-электронный модуль «Gorizont-Cedip».
2007г. – Системы передачи изображений на удаленные мониторы.
2008г. – Разработка предприятия - система Digital Signage- открывает для предприятия новые возможности в гражданском секторе – освоение рекламного рынка, создание информационных систем с удаленным доступом для заправочных станций, аэропортов, вокзалов и транспорта.
2008г. - Мобильный патрульный комплекс оптико-электронного наблюдения "Патриот-Ортикон"
2008г. - Стационарный комплекс видеонаблюдения средней дальности "Протон-С", ОКР
2009г. – разработан и впервые представлен опытный образец «Протон-БМ» - корабельной системы круглосуточного видеонаблюдения.
2009г. – Разработка и производство интегрированных мостиковых систем нового поколения.
2009г. – Разработка РЛС МР-231-3ПВ, МР-231-6ПВ
2009г. – Разработка и производство постов видеонаблюдения Протон-С, Протон-Б
2010г. – предприятие награждено Дипломом ПС ФСБ за разработку корабельной системы круглосуточного наблюдения «Протон-БМ».
2010г. – Модификация изделий: сухопутный стационарный пост технического мониторинга «Рассказ», мобильный патрульный комплекс «Патриот-ОКАПИ»
2011г. – Начало производства беспилотного авиационного комплекса «Горизонт-Эйр S-100»
2011г. Эксплуатационные испытания в интересах Береговой охраны ПС ФСБ РФ. Первые полеты БАК «Горизонт Эйр S-100» с борта ПСКР «Рубин» (Новороссийск). Задачи: подтверждение возможности взлета и посадки с борта ПСКР с последующей передачей управления с корабельной системы на береговую и обратно.
2012 г. – Предприятие вошло в перечень электрорадиоизделий, разрешенных к применению при разработке (модернизации), производстве и эксплуатации аппаратуры, приборов и оборудования военного назначения.
2013г. – с этого года предприятие занимает устойчивую позицию лицензированного разработчика и поставщика LCD мониторов 10", 12",15", 17", 19", 20.1", 21", 23" для применения на военных и промышленных объектах, а также АРМ двойного и промышленного назначения для использования как в гражданской сфере – авиация, флот, строительство, производство, так и для специального применения - в составе корабельного, мобильного, наземного оборудования, информационных и управляющих системах.
2012г. Балтийское море. Полеты с борта ледокола «Капитан Сорокин». Выполнена научно-исследовательская работа по ледовой разведке. Заказчик – ФГУП «Росморпорт». Совершены первые в мире полеты БЛА вертолетного типа в условиях севера с ледокола.
По результатам НИР БАК «Горизонт Эйр S-100» был признан перспективным и ФГУП «Росморпорт» принято решение о включении его в проекты ледоколов категории ЛК-25. 2013г. Азов.
Проведение научно-исследовательской работы по заказу ФГУП «Росморпорт». Задача: мониторинг портовых сооружений и инфраструктуры на предмет обнаружения подпочвенных разломов и критических точек. В результате проделанной работы была подтверждена оптическая возможность обнаружения и определения степени поверхностной загрязненности акватории при помощи средств комплекса «Горизонт Эйр S-100», проведения поисково-спасательных работ, также апробирован оптико-математический метод обнаружения подпочвенных разломов и повреждений инфраструктуры портов.
2013г. Разработка НРЛС МР-231 S диапазона для оснащения кораблей и судов ПС ФСБ МО РФ Арктической зоны для работы в сложных метеоусловиях.
2017г. – Новое направление – разработка и производство оптико-электронных комплексов и систем на гиростабилизированной платформе, предназначенных для воздушного базирования.
2014г. Адлер, Сочи
БАК «Горизонт Эйр S-100» выполнял комплекс различных задач в рамках обеспечения безопасности олимпийских объектов во время «Олимпиады 2014» и «Параолипийских игр 2014». В частности, БАК «Горизонт Эйр S-100» осуществлял мониторинг прибрежной 40-километровой зоны в районе Олимпийской деревни.
2014г. – Разработка и начало производство систем управления движением судов - СУДС.
2014г. – Начало разработки РЛС кругового обзора, рабочее название «Колибри».
2014г. – Разработан береговой стационарный пост технического наблюдения «Рапсодия»
2016г. – Разработка и создание мобильного комплекса обнаружения малоразмерных воздушных целей МПК «Бекас».
2016г. – Махачкала Успешные испытания радара бокового обзора с синтезированной апертурой (проект «Охотник») по наземным и надводным целям в Каспийском море по приглашению Каспийской Флотилии.
2017г. – Мурманская область, Кандалакша Проведение работ по ледовой разведке. Ледокол «Новороссийск». Испытание радара бокового обзора воздушного базирования, подтвержденная дальность – до 10 км.
2017г. – Начало работ по доработке и ресертификации РЛС ОЛП «Аксай-М»
2017г. – МР-231, МР-231S, МР-231-3 получили Свидетельства Минтранса РФ и Морского Регистра Судоходства об одобрении типа.
2018г. – РЛС летного поля «Аксай-М» установлена в аэропорту «Платов».
2018г. – Модернизация мобильного комплекса обнаружения малоразмерных воздушных целей МПК «Бекас» - оснащение комплекса средствами радиотехнического подавления обнаруженных целей.
2018г. – Работы по интеграции и испытательные полеты БАК «Горизонт Эйр S-100» с новой версией радара бокового обзора с синтезированной апертурой EvoSAR (г. Зеленоград) по наземным целям.
2018 год. Береговая РЛС X-диапазона «Наяда-5МП» получила свидетельство об одобрении типа Минтранса России.
2019г. – Береговая РЛС X-диапазона «Тарпон-XP» получила свидетельство об одобрении типа Минтранса России.
2019 г. Интеграция радара и испытательные полеты радара бокового обзора с синтезированной апертурой разработки компании «Зелпромтелеком» - EvoSAR (дальность до 20 км, обработка информации в режиме реального времени).
2019г. – Модификация мобильного комплекса обнаружения малоразмерных воздушных целей МПК «Бекас» в виде модульного исполнения, встраиваемого в любой стационарный или подвижный объект-носитель.
2020г. – Разработка и начало производства универсальных гиростабилизированных платформ корабельного и воздушного базирования для систем наблюдения различной конфигурации и назначения.
2020г. – Разработка и начало производства сверхточных оптико-электронных систем и комплексов.
2021г. – Иммерсивное рабочее место оператора для взаимодействия оператора с оптико-электронными системами и навигационным ПО в виртуальной среде, транслируемой пользователю посредством иммерсивного шлема.
2022г. – Обновление линейки НРЛС с учетом требований РМРС.
2023г. – Процесс сертификации РЛС ОЛП "Аксай-М".
2024г. – Разработка и начало производства БРЛС "Буссоль-СМ" и РЛС "Наяда-25МП" нового поколения для контроля надводной обстановки, обнаружения и распознавания быстродвижущихся объектов, определения их координат и параметров движения.
2024г. – Начало разработки серии метеорологических радиолокационных систем и комплексов.
2024г. – Модернизация НРЛС для сверхскоростных судов коммерческого флота.